На главную   


Думная гора

   Автор статьи: Станислав Карпов
Из книги «Путешествие по Полевскому краю» (2014)

В черте южной части города Полевского высится небольшая (высота 405 м над уровнем моря), но с крутыми, заросшими берёзками склонами, Думная гора - геологический, геоморфологический, археологический и историко-литературный памятник природы областного значения. Его площадь 3,5 га. Попасть на гору можно с улицы Калинина или с ул. Советской.

Думная гора. Фото Карпова С.О.

Отсюда открывается чудесный вид: несколько прудов - Верхний, Штанговый и Северский, вокруг которых видны сооружения и трубы Полевского криолитового и Северского трубного заводов. На западе видна цепь вершин, лежащих в осевой части Уральских гор (к ним принадлежит гора Берёзовая (609 м); на северо-западе высится массив горы Азов (589 м)). Западный склон горы представляет собой скальный обрыв к реке Полевой. Северный склон более пологий, а на восток массив горы тянется примерно на 1 км и полностью застроен.

Думная гора. Фото Карпова С.О.

По мраморным ступенькам поднимемся к памятнику павшим за свободу героям. Он поставлен на братской могиле полевчан (Деменьшин М.Н., Добрынин М.В., Косых А.С., Тестова А.Г., Торопов В.Ф., Хмелинина Е.П.), погибших при занятии завода белыми в 1918 году. На четырёхгранном постаменте, облицованном плитами из шлифованного мрамора, стоит 2,5-метровая фигура рабочего (отлита из чугуна на Каслинском заводе), в правой руке которого винтовка со штыком, а в левой - молот. Памятник поставлен 15 июля 1929 года по модели скульптора Константина Александровича Клодта, потомка автора скульптурных групп на Аничковом мосту в Петербурге. Красногвардеец стоит к городу боком, пристально вглядываясь на Полдневскую дорогу, откуда наступали белочехи, белогвардейцы в июле 1918-го.

Думная гора. Фото Карпова С.О.

От памятника выйдем на самую верхушку горы, к Вознесенскому кресту. 16 ноября 2011 года по инициативе прихожан Петро-Павловского храма на горе был воздвигнут шестиметровый металлический поклонный крест, воплощая тем самым духовное наследие города. 300-киллограмовый памятник, изготовленный Борисом Николаевичем Ветлужских, был установлен на высотном месте, где с 1808 до конца 1920-х годов стояла Вознесенская часовня, к которой каждый год в праздник Вознесения (на 40 день после Пасхи) из Петро-Павловского храма совершался торжественный крестный ход. В память о разрушенной святыне крест получил название «Вознесенский».

Думная гора. Фото Карпова С.О.

Вдали от индустрии шумной
Стою,
Оглушен тишиной.
С горы открывается Думной
Урал полевой и лесной.
Гляжу на него я с любовью,
Темнеет уже небосвод,
Но сказов бажовских гнездовье
Уйти от себя не дает.
И ветер свистит, как мальчишка,
Видать созывает друзей.
И кажется:
Дедушка Слышко
Идет из сторожки своей.
С хрипинкою старческий голос,
Но только он сказ заведет, -
Закат,
Как таинственный Полоз,
На голос его приползет.
…Костер заплясал на опушке,
Но видится мне:
Не костер,
А пляшет опять Огневушка
В тиши затаившихся гор.
Как людям проказница рада!
Танцует у всех на глазах.
Наверно, не все ещё клады
Открыты в уральских горах.

                            Л. Сорокин

Остальные фотографии Думной горы можно посмотреть в фотоальбоме "Красоты Полевского края".


Обогатим наши знания об этом уникальном объекте.

Академик П.С. Паллас, посетивший Полевской завод летом 1770 года, считал, что гора названа Думной «по причине бывшаго на оной сходбища для соглашения между собою взбунтовавшихся во время заложения сего завода работников». (А сходбище было вызвано усилением гнёта и задержкой выдачи зарплаты работникам новым владельцем завода Турчаниновым.) По народной версии, название горы происходит оттого, что стояли на ней пугачёвские атаманы и думали о новых походах.

Говорят, что в старые времена нашу гору называли Золотой, Парапасом, Тургояком, Старой Барабой, Караульной, Вознесенской и даже Плешивой. В книге «Географические названия Урала» (2008) А.К. Матвеев поясняет по поводу одного из названий: «Наименование Бараба нередко обозначает часть какого-либо населенного пункта. … Есть Бараба в городах Каменск-Уральский и Полевской, а всего в Сверд. обл. обнаружено уже десять Бараб. …русское бараба и многочисленные топонимы Бараба как-то связаны с наименованием Барабинской степи (Барабы) и барабинских татар в Западной Сибири. … Можно, конечно, предположить, что западносибирская Бараба в первоначальный период освоения Сибири казалась русским далекой окраиной. … Местное татарское население по народной этимологии объясняет название Бараба как «Не ходи далее». Это название возникло якобы потому, что раньше через Барабу проходила граница между татарами и калмыками».

Думная гора, овеянная легендами, привлекала людей ещё с глубокой древности. Жили здесь старые люди, а в горе была пещера. «С реки ход-то был. Теперь его не видно, - соком (шлаком. - С.К.) завалили. Поди, сажен уж на десять». По подгорью от Думной горы к Азов-горе проходила тропа, проложенная татарами. «Теперь этой тропы не знатко, а старики от дедов своих слыхали, будто ране-то видно было. Широкая, слышь-ко, тропа была, чисто тракт какой, без канав только… В одну сторону одни товары везут, в другу-други». «Золота… кразелитов… меди… полно было. Бери, сколько хочешь. Ну, только стары люди к этому не свычны были. На что им? Кразелитами хоть ребятишки играли, а в золоте никто и вовсе толку не знал. Крупинки желтеньки да песок, а куда их? Самородок фунтов несколько, а то и полпуда лежит, примерно, на тропке, и никто его не подберет. А кому помешал, так тот его сопнет в сторону - только и заботы. А то еще такая, слышь-ко, мода была. Собираются на охоту и наберут с собой этих самородков. Они, видишь, маленькие, а увесистые. В руках держать ловко и бьют емко. Присадит таким, так большого зверя собьет. Очень просто…».

Некоторые утверждают, что за Думной горой находились подземные ходы, проложенные татарами. Первый вёл до Гумёшевского рудника, а второй - до Азов-горы. С.Т. Чуркин (1920 г.р.) рассказывает: «Давно-давно жили здесь у нас башкиры. Два рудника медных у них было. Один за Думной горой, другой - тот, что сейчас Гумешевский. И прорыли башкиры подземный ход между этими рудниками. А русские поняли, что медь - это очень полезный и нужный металл, и решили изгнать отсюда башкиров. Был послан отряд солдат на рудники. Долго не могли солдаты башкиров выгнать. Как башкиров начнут побеждать, они и спрячутся в подземный ход. Долго здесь солдаты жили. А потом когда наконец прогнали они башкиров, то не захотелось им от хлеба-то уходить, это от руды-то. Ну, и остались они здесь…».

В I тысячелетии до нашей эры у подножия горы была найдена медная руда, на вершине горы существовал крупный по тем временам производственный комплекс по выплавке меди. Территория была укреплена рвом и деревянной стеной, то есть представляла собой древнее городище, площадь которого составляла 1700 квадратных метров.

Думная гора. Фото Карпова С.О.

Думная гора прославилась не столько своим медно-скарновым месторождением меди, открытым рудознатцем Арамильской слободы Фёдором Бабиным, сколько археологическими находками - здесь были найдены нож и стрелка из бронзы, бусы из камня и глины, пуговицы, круглый молот и др. Эти изделия служили и утилитарным целям, и культовым, и были просто украшениями.

Думная гора. Фото Карпова С.О.

Впервые мысль о том, что и в древности здесь жили люди, обрабатывая медную руду, высказал П.С. Паллас. Он писал: «...Сия рудная гора обработана была некогда неизвестным нам народом, коего, однако, о прилежании и знании в горных промыслах... свидетельствуют многочисленные следы... здесь в обвалившихся старинных шахтах».

Изучение археологических находок в этом районе началось в основном с конца позапрошлого века и продолжается в наши дни. Так, в 1887 году и в начале XX века Думную обследовал известный географ и археолог, профессор Московского университета Д.Н. Анучин, который высказал мысль о наличии здесь древнего городища. В начале XX века это же подтвердил российский геолог и палеонтолог М.О. Клер, открыв на северном плато горы Думной городище. В 1949-1951 гг. здесь же производила раскопки Елизавета Михайловна Берс, которая восстановила весь ход древнего медеплавильного производства.

Полевыми исследованиями в 1951 году было установлено местоположение городища. В раскопе на северном склоне были зафиксированы остатки частокола и рва. На северном и южном склонах горы были найдены остатки плавильных печей разной конструкции. С помощью специалистов были реконструированы не только внешний вид горнов, но и различные способы плавки (так называемого открытого типа - на северном склоне и закрытого типа - на южном склоне) в этих печах.

Думная гора. Фото Карпова С.О.

А.Н. Кожевников даёт такое описание медеплавильного производства на Думной горе: «Куполообразная макушка горы разделяла ее вершину на две части - северную и южную. Так как сильный ветер чаще дул на северный склон, на котором стоял шалаш, то на этом же склоне отец с сыновьями и поставил медеплавильную печь. Она походила на перевернутый вверх дном горшок и имела высоту взрослого человека. Ее стенки выложили из грубо обтесанных камней, а внутреннюю поверхность обмуровали толстым слоем глины. Открытый поддув воздуха в горн печи - естественная тяга - поддерживался ветром. Воздух попадал внутрь через сопла - глиняные трубки, замурованные в стенке между камнями. Одни сопла располагались горизонтально, другие - вертикально. Благодаря трубкам, в печи поддерживалась необходимая температура плавления медной руды, удалялись наружу вредные газы. Полом для печи служила неглубокая чашевидная ямка, выбитая в камне и тоже покрытая толстым слоем глины. Рядом с плавильней лежали запасенные еще отцом кучки сухой глины, костей животных, древесного угля из осины и березы, керамическая посуда, берестяные чаши, глиняные ложки и палочки с длинными и короткими черенками. Младший из братьев глиняным раствором принялся подновлять отшелушившуюся местами летку - глинобитную трубку, под уклон выведенную из низа печи наружу. По ней медь и шлак стекали в металлоприемник, утопленный в лунке каменного массива. Приемником расплавленной меди служил обычный керамический горшок, суженный к устью. Старший же брат с помощью кресала из кремнивого камня и сухой травы разжег в плавильне огонь. Затем каменным пестом искрошил в скальном углублении принесенную вчера руду и через верхнее отверстие - колошник - стал поочередно, слой за слоем, сыпать в горн древесный уголь и зеленоватую горную породу. Иногда в эту смесь он добавлял дробленые кости животных, которые способствовали лучшему выделению и очищению меди. Наконец по лотку в приемник потек жидкий металл. Легкий шлак всплывал на поверхность расплава. Его вылавливали глиняной ложкой с длинным черенком и отбрасывали в сторону, где он, остывая, принимал вид мелких плоских слитков. Один из братьев принес из шалаша тальковые литейные формочки. Оба начали наполнять их жидким металлом, черпая его из лунки-приемника ложками. Когда металл в формочках остыл, братья извлекли из них изделия с грубой поверхностью - культовые фигурки, украшения и прочее. Их чистили камнем, натирали мелким речным песком, затем глиной. Среди отливок оказалась пластинка. Младший отполировал ее и нечаянно поднес к лицу. На пластинке юноша неожиданно увидел чье-то обросшее бородой лицо с узкими глазами, крупным носом, оттопыренными ушами. В первое мгновение его охватил ужас и на пластинке тотчас появилась гримаса. Бедняга не сразу понял, что видит свое отражение, а когда понял, испуг прошел и «зеркало» отразило его улыбку...

Работавшая здесь в 1981-1984 гг. экспедиция археологов Уральского государственного университета под руководством В.Е. Стоянова и Г.В. Бельтиковой, сделала заключение, что древние металлурги пришли сюда с берегов Исетского озера в пятом веке до нашей эры, а археолог С.Н. Панина, основываясь на работах Е.М. Берс и современных исследованиях, сделала вывод о том, что Думная гора - это уникальный археологический объект, один из немногих памятников медеплавильного производства, по которому можно восстановить весь технологический цикл древнейшего процесса плавки меди в эпоху раннего железа.

Думная гора - это и литературный памятник. На шлаковых отвалах, ближе к берегу реки, тянулись бесконечные поленницы дров. Там была так называемая дровяная площадь, где обычно стоял годовой запас дров для пудлингового и сварочного цехов. (К примеру, в 1882 году здесь было более 130 тысяч кубометров дров!) Для охраны дров на Думной горе была поставлена будка - караульная избушка «с невысоким помостом да звонким колоколом». Именно здесь рождались дивные «сказы да побывальщины» Василия Хмелинина (деда Слышко) о старых временах, о тружениках-борцах, о тяжёлой рабочей доле.

Это - сумрачный лес, а не розовый сад:
Все живет в нем таинственно и суеверно.
Дед - всем видом колдун, сед как лунь, волосат
Эти сказы рассказывал этак, примерно
Лет полсотни назад.
Есть про это такая погудка:
На горе было Думной - стояла там будка -
Дед Василий ночной караул в ней держал,
Он себя в караул свой детьми окружал,
Быстроногими да остроглазыми
Шалунами-пролазами.
Привлекал он их тайными сказами
Про Хозяйку ли Медной горы,
Иль про Полоза, иль про Змеевку,
Иль про девку Азовку...

                            Д. Бедный

Среди маленьких слушателей был и Паша Бажов, который, спустя многие годы, на основе этих сказов напишет всемирно известную книгу «Малахитовая шкатулка». Павлу Петровичу таким запомнился дедушка Слышко: «Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышком седой бороды, но все же чувствовалось, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах… Не по росту широкие плечи и длинные руки напоминали, что сила в этом теле была раньше немалая».

Думная гора. Фото Карпова С.О.

Происхождение Хмелинина успело подвергнуться мифологизации. Так, В.Я. Романов в книге «Дедушка Слышко и его внуки» (1963) определил Василия Хмелинина как Василия Алексеевича, родившегося 15 декабря 1820 года в семье мастерового Алексея Петрова Хмелинина. И что молитвовал и крестил его священник Кабанов, а кумом был мастеровой Иван Меньшенин. Л.М. Слобожанинова в книге «Сказы - старины заветы» (2000) называет его Василием Андреевичем. Н.В. Кузнецова, занимавшаяся долгие годы исследованием родословиями П. Бажова и В. Хмелинина, установила, что Василий Васильевич Хмелинин родился в 1826 году, был сыном Василия Григорьевича Хмелинина, приходился Бажову троюродным дедом. Об этом можно почитать в её книге «Неизвестный Бажов» (2003). Сам же Павел Бажов в очерке «У старого рудника» пишет: «Звали его Хмелинин Василий Алексеевич, но это так только - по заводским и волостным спискам». Об их родстве пишет М.П. Никулина в «Бажовской энциклопедии» (2007): «В свое время две родные сестры Мартыновы, две Даниловны, вышли замуж в разные семьи: Васса - за Хмелинина, Параскева (будущая бабушка Павла Петровича) - за Бажова. Так что на Думной горе вещала и внимала одна кровь, самая что ни на есть здешняя… В роду Хмелининых никаких Алексеев не было».

С детских лет В.В. Хмелинин работал на Гумёшках. После падения крепостничества, трудился в мелких старательских артелях и реже - на владельческих приисках. Про супругу он рассказывал: «Смолоду женился, вместе горе мыкали. Славная она у меня была и в рудничном деле бывалая. Нонешняя-то старуха у меня другая. Так уж, для домашности ее взял…». В этой полосе жизни ему «посчастливилось» найти крупный самородок золота весом около 7,5 кг (18 фунтов). Однако, от этой находки Хмелинин не получил ничего, кроме вреда. «Иначе, впрочем, и быть не могло, - отмечает Павел Петрович. Вся система прошлого, бытовое окружение и бескультурье неизменно вели к этому. Правда, контора не отобрала самородок, не обвинила старателя, не посадила в острог, как бывало с другими, но все-таки “находка ушла” и увела в могилу жену Хмелинина. Постарался тут скупщик золота и кабатчик Барышов...».

Василий Хмелинин рассказывает, как удалось найти золотой самородок: «Пришел домой… и говорю жене: “Собирайся на прииск. Подымать будешь” … Пришли мы к дудке … Стали ковыряться … Накануне Здвиженья было. Баба кричит мне в дудку: “Будет тебе, Василий. Праздник, поди-ко, завтра. Прибраться надо. Пойдем домой поскорее”. Песок у меня вовсе крепкий, чисто камень. Намахался я и думаю: “Верно, хватит…” Размахнулся для последнего разу покрепче, а кайло-то у меня и задержалось, - как под камень попало. Вышатывать стал - не выходит. Рванул во всю силу на себя, мне в праву ногу и стукнуло, да так, что хоть криком кричи. Как отошла маленько боль, я и полюбопытствовал - что за камень такой? Взял в руку. Мать ты моя! Золото. Как вот витушка праздничная, только против хлебной много тяжелее. Сверху вроде завитками вышло, а исподка гладкая, только чутешные опупышки на ней, как рукой оглажены. Сколь его тут? Про ногу сразу забыл. Кричу: “Подымай, Маринша!” Она, не того слова, вымахнула, а я вовсе как дурак стал. Смеюсь это да давай-ка ее обнимать - это жену-то. Она спрашивает: “Что ты, Алексеич?” Я тогда и показал: “Гляди!” Она думала - небольшой камешок, не сторожится, а как подал, так у ней рука вниз и поехала. Побелела тут моя Маринушка и, даром что кругом лес, шепотом спросила: “Неуж золото?” “Оно”, - говорю».

Думная гора. Фото Карпова С.О.

Думная гора - место действия сказов П.П. Бажова «Дорогое имечко» и «Кошачьи уши». В последнем главным персонажем выступает птаха Дуняха - «девчонка бойконькая, руднишная», которая с весточкой из Сысерти тайком через Косой Брод пробиралась на Полевую. «Сначала… по Терсутскому болоту, потом по речке Мочаловке на болото Гальян, а оно к самой Чусовой подходит…, а дальше полевские рудники пойдут… По тем местам от Гальяна до самой Думной горы земляная кошка похаживает. Нашему брату она не вредная…». Дуняха и раньше слышала, что по пескам, где медь с золотыми крапинками, живёт кошка с огненными ушами. Уши люди много раз видели, а кошку никому не приходилось, так как под землей она ходит... И вот, отправилась птаха Дуняха в дорогу, да сбилась маленько с пути. Подходя к Чусовой, вдруг видит «два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять - кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли… Дуняха раздумывать не стала, откуда огни, - сразу к ним кинулась... Подбежала - точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы. Дуняха тут и остановилась, меж тех огней…, а огни все больше да больше, и горка будто выше. Дивится Дуняха, как они горят, коли дров никаких не видно. Насмелилась, протянула руку, а жару не чует. Дуняха еще поближе руку подвела. Огонь метнулся в сторону, как кошка ухом тряхнула, и опять ровно горит… Дуняхе маленько боязно стало... Стоит меж огнями, а они еще кверху подались. Вовсе большие стали… Стоит Дуняха промеж тех кошачьих ушей и думает: как дальше-то?... А тут опять впереди огоньки вспыхнули. Дуняха на них и побежала. Бежит-бежит, а догнать не может. Так и добежала до Чусовой-реки, а уши уж на том берегу горят». Перебравшись через Чусовую «стоять не стала. Побежала за кошачьими ушами. Пригляделась все ж таки к месту, - узнала. Песошное это. Рудник был… а все за ушами бежит. Сама думает: «Уж если они меня из такой беды вызволили, так неуж неладно заведут? Подумала, а огни и выметнуло. Ярко загорели. Так и переливаются… Вывели кошачьи уши Дуняху на Поваренский рудник, а он у самой Думной горы. Вон в том месте был. Прямо сказать, в заводе… На другой день весь народ на Думной горе собрался. Дуняха и обсказала, что в Сысерти слышала…».

В годы царского деспотизма на Думной проходили подпольные собрания революционно настроенных рабочих, в грозные дни Октября полевчане славили здесь победу Великой социалистической революции.

Сегодня Думная гора - это одно из любимых мест отдыха полевчан. Сюда ежегодно приезжают экскурсанты. Здесь снимают фильмы. Например, на вершине Думной побывали известный писатель Алексей Иванов и телеведущий Леонид Парфёнов. Путешествуя по Уралу, они побывали в разных городах, рассказывая об истории, достопримечательностях… Обязательно посмотрите документальный фильм «Хребет России», вышедший в 2010 году.

Полевчане и гости нашего города гордятся такой уникальной достопримечательностью и выражают свою любовь в стихах. Посмотрите, какие мысли и образы приходят на Думной горе:

У подножья, пред тобою,
Дремлет старый Полевской…
И живёт одной судьбою
Город с Думною горой.
Год за годом - век проходит,
Но не властны времена.
Здесь порой по склону бродит
Меж березок старина:
Где-то ухнет филин близко,
Вот и вечер настаёт.
В караулке старый Слышко
Снова сказ свой заведёт.
И народ, словам внимая,
Замерев, чего-то ждёт:
Вдруг Хозяйка молодая
К ним Данилу приведёт.
Федька Бабин вновь с киркою
На рудник спешит чуть свет:
Он давно на «ты» с горою,
Рудознатец прошлых лет.
Скрип телег по переулку -
К Дровяной везут дрова...
Мы храним в душе шкатулку -
Суть Бажовского пера…
Полевая, словно лента -
Мимо склона с давних пор…
Здесь ещё живёт легенда
Про пещеру между гор:
Там по ней вновь рать большая
В тусклом факельном огне
Мчит, усталости не зная,
На конях к Азов-горе.
Бредит память стариною,
Сердце ищет здесь покой.
Все любуются горою,
Наслаждаясь красотой.
Пусть всегда над куполами
Колокольный звон окрест,
От невзгод хранит годами
Вознесенский Божий крест.

                            А. Лавренюк


Вы можете заказать экскурсию на Думную и другие горы Полевского края.

Важно! Гора входит в список объектов, находящихся под охраной экологического движения «Зелёный Сокол»!


0



 


   НИКАКАЯ ЧАСТЬ ДАННОЙ СТАТЬИ И ФОТО НЕ МОГУТ БЫТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (НА ДРУГИХ САЙТАХ), НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ, В ПЕЧАТНЫХ И ДРУГИХ ИЗДАНИЯХ БЕЗ ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ ВЛАДЕЛЬЦА АВТОРСКИХ ПРАВ (т.е. без разрешения Карпова С.О.).



Rambler's Top100