Знаменитости   


СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ДАНЬЩИН

Автор-составитель: Карпов С.О.
2015 г.


Фото Сергей Петрович Даньщин (15.071911-11.09.1943) родился на станции Коркодин, недалеко от села Полдневское Полдневской волости Екатеринбургского уезда, в мещанской семье. Его отец Пётр Дмитриевич (?-1922) был родом из города Дедюхина Соликамского уезда Пермской губернии, работал на железной дороге телеграфистом, начальником станций Балезино, Глазов, Усольская. Маму звали Нина Николаевна. В 20-е годы семья проживала в Пермской области. Всего у родителей было шестеро детей.

Сергей окончил 7 классов общеобразовательной школы в городе Березники, в сентябре 1926-го поступил в Пермскую судомеханическую школу ученичества водного транспорта, которую окончил в 1930-м. Бывший воспитанник этой школы М.И. Курбатов вспоминает: «Эта школа с 4-годичным сроком обучения была организована в 1924 г. на базе судомеханического завода “Старый Бурлак”. Она готовила судовых механиков 3-го разряда для речного флота. Программа теоретической подготовки сочеталась с практической работой в производственных цехах завода и на судах. Рядом с заводом находилось общежитие, размещенное в двух деревянных домах. В одном из этих домов мне пришлось жить с Сергеем Даньщиным, который поступил учиться на год позже чем я. Когда Сергей пришел в школу, мы сразу обратили на этого новичка внимание. Среди других поступивших он выделялся своей опрятностью, подтянутостью и вежливостью. В школе был установлен строгий распорядок дня, и, можно сказать, каждая минута использовалась рационально. Хорошо был организован и досуг учащихся, благодаря тому, что была развита художественная самодеятельность. Сергей хорошо играл на гармонике и на танцах был незаменимым гармонистом. Особенно заливисто играл он Уральскую кадриль. Учился С. Даньщин отлично. Как в теоретической, так и в практической подготовке он был впереди многих. Когда в школе разрешили массовый выпуск паровых штурвалов, для освоения их были созданы специальные бригады из отличников. Руководителем одной из бригад стал Сергей. Сам он как бригадир выполнял наиболее ответственные операции по сборке. Во время учебы в школе у него появилась тяга к авиации. Он где-то достал пилотский шлем и ходил в нем. Когда проходил очередной набор в одно из летных училищ, Сергей уговорил меня и еще двух товарищей пойти туда. Однако меня медицинская комиссия по состоянию здоровья не пропустила. А Сергея взяли в авиацию. С тех пор я его больше не встречал». После этого Сергей продолжил образование в Ленинградской военно-теоретической школе лётчиков и Ворошиловградской военной школе пилотов. Служил в Красной Армии (1930-31, 1933-35 гг.). Работал старшим пилотом отряда Западно-Сибирского управления (г. Новосибирск), в отряде Гражданского Воздушного Флота командиром корабля на воздушной магистрали «Москва - Иркутск». Как опытному лётчику, ему поручались ответственные задания военного командования в период освобождения Прибалтийских республик. На его самолёте летал Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко.

Фото В начале войны Даньщин летал в особой группе гражданского воздушного флота, обслуживая на самолёте «ПС-84» штурмовой полк. В июле 1941-го добровольцем ушёл в авиацию дальнего действия. Принимал участие в нанесении бомбовых ударов по военным объектам противника в Будапеште, Бухаресте, Берлине, Кенигсберге, Данциге, Штеттине и других городах Центральной и Восточной Германии. В книге Е.А. Ягодинского «Золотые звезды речников» (1976) рассказывается про один из полётов: «Метеорологическая обстановка на маршруте не предвещала ничего хорошего. Грозовые разряды, фронтальная облачность, ливни, снегопады. Облака толщиной в 3-4 км стояли сплошной стеной и на юге, и на севере. Но между ними образовался коридор, который определил трассу полета. Над территорией Германии погода улучшилась, а в районе Берлина небо было совсем чистое, ярко светила луна. Берлин был плотно прикрыт зенитной артиллерией и мощными прожекторами. …Хорошая организация полета, - рассказывает т. Даньщин, - позволила нам образцово выполнить боевое задание командования. Я взлетал далеко не первым. Поэтому мне довелось наблюдать бомбометание предыдущих экипажей… Начались пожары и взрывы. Мой штурман гвардии капитан Ширяев насчитал шесть крупных очагов пожара, два из которых сопровождались сильными взрывами. Это был тот район Берлина, куда должен был уложить бомбы и штурман Ширяев. Он знает, что в этом районе находятся главные военные заводы Сименса, завода “Дейче-Индустри-верке”, артиллерийский и пороховой заводы. Пока ещё зенитки и прожектора не мешают бомбометанию зенитки ведут огонь по другим самолетам. Штурман наводит прицел, нажимает кнопку: бомбы летят вниз. Экипаж Даньщина бомбил удачно. На земле возникло три очага пожара и один сильный взрыв, который виден был за многие десятки километров от города. Когда экипаж находился над целью, самолет был пойман прожекторами. Несколько минут держали они машину в своих лучах. Пришлось лететь в кольце взрывов зенитных снарядов. В кабину стал проникать едкий пороховой запах. Взрывная волна подбросила самолет, но воля и мастерство советского летчика победили. Он вывел самолет из зоны огня и прожекторов невредимым. Все наши самолеты вернулись на свои базы. Берлин получил еще один мощный удар, в результате которого возникло 48 очагов пожара, из них 17 больших размеров, при этом отмечено было 9 больших взрывов».

Экипаж Даньщина не зря называли «крылатым мстителем», специализирующемся на ночных полётах. Известно о совершении сразу трёх вылетов за одну ночь: «Экипаж выполнял задание по блокированию вражеского аэродрома. После двух ночных вылетов на бомбардирование аэродрома Даньщин заметил, что вражеский аэродром стал оживать и решил нанести третий удар. На командном пункте от него была получена радиограмма: “Подготовьте бомбы на третий вылет”. Эта просьба была выполнена, и Даньщин в третий раз вылетел на бомбежку. Вскоре на стартовую полосу фашистского аэродрома полетели фугасные бомбы, а экипаж нашего бомбардировщика благополучно вернулся на свою базу».

Главный маршал авиации А.Е. Голованов вспоминал: «В дальних полётах особенно ярко расцветал талант экипажей. Славный питомец 3-ей дивизии Сергей Даньщин побывал над многими городами фашистской Германии и её союзников. Высокоодарённый лётчик отлично владел машиной. Над Бухарестом на самолете Даньщина сдал мотор, отказала связь. Семь часов летчик вел машину на одном моторе. Это был своеобразный, не зафиксированный никакими спортивными комиссарами “рекорд”, и Даньщин победил смерть, спас экипаж. Не менее выдающимися были и другие его полеты. Над сильно укрепленным пунктом врага на бомбардировщик Сергея Даньщина напали три истребителя. До цели осталось несколько минут. Пилот во что бы то ни стало выполнить задание. Истребители непрерывно атаковали, но не смогли помешать бомбардировщику прорваться к цели. Воздушному стрелку пули пробили ноги, но он продолжал вести огонь по истребителям. Когда самолет приземлился на своем аэродроме, в нем насчитали 470 пробоин». («Октябрь», № 5, 1970)

В 1942 году Сергея Петровича Даньщина наградили орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени. А в 1943-м (согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 г.) за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 826). В этом году он принимал активное участие в разгроме гитлеровцев под Сталинградом.

22 мая 1943 года С.П. Даньщин был назначен заместителем командира эскадрильи, 7 сентября - командиром, а 11-го получил звание майора. В этот же день его самолёт не вернулся с боевого задания.

Командир звена 2-го гвардейского авиационного полка совершил 201 успешный боевой вылет, из них 196 ночью, на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника!

В городе Полевском гордятся Героем! У нас есть улица Даньщина, в селе Полдневая установлена памятная плита с информацией о Герое и с высеченным портретом, на школе висит мемориальная доска. Известно, что его именем было названо судно Министерства речного флота РСФСР (Камское речное пароходство). У входа на завод «Коммунар» (г. Пермь) была установлена памятная табличка.

В семье Героя было шестеро детей. Сёстры: Галина (проживала в г. Прокопьевске по ул. Фасадной, 37-55), Екатерина (жила в г. Перми, на Комсомольском проспекте, 49-57), Мария (г. Санкт-Петербург, Авиагородок, 17-27), Елена.


ФОТО


Барельеф С.П. Даньщина (автор Е.М. Кожевников)

Фото




 



Rambler's Top100