Статьи  |  На ТурПортал


Характеристика транспортной сети Германии

   Автор статьи: ИКЦ "В помощь студенту"
05.2007 г.

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

   Послевоенный раздел страны вызвал необходимость кардинальной перестройки всей транспортной системы Западной Германии. Транспортные пути, протянувшиеся в южном направлении от Роттердама и северных портов ФРГ, приобрели первостепенное значение, в то время как ранее очень важное направление с запада на Берлин и далее на восток утратило свою прежнюю роль, восстановив ее только начиная с 1990.

   Поскольку Германия расположена в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами, в первую очередь сообщение Северной и Северо-Западной Европы с Австрией и Швейцарией и далее, через альпийские туннели и перевалы, с Италией.

   Транспорт Германии занимает одно из ведущих мест в хозяйстве страны и обладает рядом существенных черт, присущих ему как сложному межотраслевому комплексу.

   Развитие транспортной системы Германии во многом объясняется современными тенденциями совершенствования технологии перевозок и систем управления.


1. УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ В ГЕРМАНИИ КАК ВЕДУЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕРЖАВЕ ЕВРОПЫ


1.1 Германия: краткая характеристика

   Германия, Федеративная Республика Германия (ФРГ), государство в Центральной Европе, которое с 3 октября 1990 объединило все территории, разделенные между двумя германскими государствами после Второй мировой войны. На суше граничит с Данией на севере, с Нидерландами, Бельгией, Люксембургом и Францией на западе, Швейцарией и Австрией на юге, Чешской Республикой и Польшей на востоке и юго-востоке.

   Столица – Берлин. Население – 82,40 млн. человек (по оценке на июль 2003). Городское население – 87%, сельское – 13%. Плотность населения – 230 человек на 1 кв. км. Площадь – 357 021 кв. км. Самая высокая точка: гора Цугшпитце (2962 м). Государственный язык: немецкий. Наиболее распространенные религии: протестантизм, католицизм. Административно-территориальное деление: 16 федеральных земель (Бавария, Баден-Вюртемберг, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Северный Рейн-Вестфалия, Тюрингия, Шлезвиг-Гольштейн). Денежная единица: евро.

   Германия – ведущая экономическая держава Европы.

   Германия расположена в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами.


1.2 Особенности приватизации и акционирования железных дорог

   Отправным пунктом в осуществлении структурной реформы стало принятие Европейским Союзом Директивы ЕС 91/440 о развитии железнодорожных систем. Согласно этой директиве от стран-членов ЕС требуется придание их национальным железнодорожным системам полной самостоятельности, оздоровление их финансового положения и списание долгов, отделение инфраструктуры от эксплуатационной деятельности и недопущение перераспределения субсидий. В соответствии с этим документом на железнодорожном транспорта Германии выделены три самостоятельные предпринимательские отрасли: пассажирские перевозки, грузовые перевозки и инфраструктура. Ряд важных функций нормативно-правового регулирования передан вновь созданному Федеральному железнодорожному ведомству (ЕВА), которое подчиняется Министерству транспорта. Основные функции ЕВА: выдача лицензий предприятиям по эксплуатации инфраструктуры федеральных железных дорог и по перевозкам на федеральных и иностранных железных дорогах; согласование условий стыковки федеральных и негосударственных железных дорог; контроль за размещением заказов на сооружение железнодорожных объектов; надзор за безопасностью движения и др.

   Бывшие федеральные железные дороги были преобразованы в акционерное общество (государственный холдинг). Держателем 100% акций общества является государство, которое влияет на управление железнодорожным транспортом через федеральное ведомство (ЕВА).

   Важной особенностью структурной реформы является открытие инфраструктуры для пользования сторонними организациями - иностранными железными дорогами и негосударственными железными дорогами.

   Другой важный этап реформ - регионализация местных пассажирских перевозок. Это значит, что ответственность за объемы, качество и конкретные формы организации этих перевозок возложена на транспортные администрации земель и округов.

   Интересным примером является и успешное внедрение новой политики в сфере закупок, согласно которой они больше не попадают под законодательство о торгах по общественным контрактам. Государственный холдинг теперь владеет своей собственностью в условиях конкуренции и может обанкротиться. Это является хорошим стимулом для руководства и всего персонала железных дорог к работе с полной ответственностью.

   По мнению специалистов, реформа в ФРГ определила даже общеевропейские тенденции, однако открытие внутреннего рынка предъявляет более высокие требования к национальной железнодорожной компании, чем в других европейских странах.


1.3 Управление внутренним водным и воздушным транспортом

   В ФРГ довольно высока степень централизации управления. В состав Федерального Министерства транспорта входит Главное управление внутреннего судоходства, которое выполняет свои функции более чем через 10 Дирекций судоходства и водных путей. В функции государственных органов управления судоходством и водным хозяйством входят: определение общей воднотранспортной политики; установление размеров сборов и тарифов; обеспечение строительства и поддержания в хорошем состоянии водных путей, а также портов-убежищ и водохранилищ; эксплуатация гидросооружений и судоходной обстановки; обеспечение безопасности движения.

   Наряду с Министерством транспорта в каждой из земель ФРГ имеется свое транспортное ведомство: как правило, это объединенное министерство экономики и транспорта, которое координирует в пределах своей территории деятельность дирекций и служб судоходства.

   На внутренних водных путях ФРГ расположено более 330 портов и отдельных причалов, из них 176 - портов общего пользования, в том числе 81 входит в федеральный Союз речных портов общего пользования Германии» . По правовому статусу порты общего пользования управляются централизованно и автономно. Централизованное руководство портами осуществляется местными государственными органами. При этом порт не является юридическим лицом, и его имущество принадлежит местным органам.

   В 1992 г. в ФРГ после ее объединения был принят «Федеральный план транспортной инфраструктуры», которым были предусмотрены инвестиции в сумме 493 млрд марок на период до 2010 г. На решение наиболее острых проблем намечено направить 222 млрд марок, из которых 14,7 млрд выделено на модернизацию внутренних водных путей. Кроме того, в своем плане федеральное правительство предусматривает выделение 57 млрд марок на развитие транспортной инфраструктуры с целью восстановления транспортных связей между восточной и западной частями страны, из которых внутреннее судоходство получит 4 млрд марок на модернизацию водных путей в сообщении Восток—Запад.

   Рассматривая воздушный транспорт, стоит отметить, что в Германии аэропорты отделены от авиакомпаний. Характерно, что после объединения Германии все аэропорты бывшей ГДР были выделены из авиакомпаний как самостоятельные хозяйствующие субъекты. Четыре гражданских аэропорта - Берлин-Шенефельд, Дрезден, Эрфурт и Лейпциг-Шкойдиц - были преобразованы в закрытые акционерные общества и переданы землям, районам и секторам. Сектор авиации ПАНХ с девятью аэропортами был ликвидирован, а местные аэропорты переданы коммунам и используются для местных воздушных сообщений и доставки почты. Аэродромы бывшей национальной народной армии ГДР были приватизированы и действуют как местные гражданские аэродромы.

   Основные аэропорты ФРГ - Франкфурт-на-Майне и Мюнхен – функционируют в форме закрытых акционерных обществ с тремя учредителями (представлены в таблице ниже распределением долей в уставном капитале).

   Государство осуществляет свою политику через Совет директоров, в который входят представители государственных органов различного уровня. Совет директоров назначает Правление аэропорта, утверждает отчеты о деятельности и решает стратегические вопросы его развития.

   Таким образом, в Германии аэропорты находятся в государственной собственности (совместной: федеральной, региональной и муниципальной) и имеют организационно-правовую форму закрытых акционерных обществ с распределением акций между федеральным, региональным и муниципальным уровнями.


2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА И ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ГЕРМАНИИ


2.1 Особенности городского транспорта: метро, автобусы, такси, прокат автомобилей, велосипеды

   В большинстве крупных западногерманских городов получили развитие новые элементы транспортной инфраструктуры, связавшие в единую сеть наземное городское и пригородное железнодорожное сообщение, метрополитен, трамвайные и автобусные линии. В Берлине после объединения Германии были проведены большие работы по воссозданию единой системы городского транспорта из двух автономных городских транспортных сетей, сложившихся вслед за сооружением в 1961 г. Берлинской стены.

   Система общественного транспорта в Германии одна из самых эффективных в Европе - используются метро («U-bahn»), пригородные поезда, автобусы и трамваи. Согласно Skiing.ru, «если пользоваться городским транспортом, выгоднее приобрести проездной билет на месяц - 40 евро. Билеты (2 евро) действительны для всех видов транспорта в течение двух часов после покупки без ограничения пересадок. Билет «Kurzstreckentarif» (1,5 евро, четыре билета - 4,5 евро) дает право проехать 6 остановок на автобусе или 3 остановки на метро или пригородном поезде. За 7,5 евро можно приобрести билет на один день, групповой билет на один день (проезд 2 взрослых и 3 детей) - 12 евро, на неделю - 20 евро. Карточка «WelcomeCard», по которой 1 взрослый и три ребенка могут ездить на всех видах транспорта, а также бесплатно или со скидкой в 50% посетить музеи, театры и экскурсии, стоит 8 евро и действует один день, стоимостью 15 евро - 2 дня».

   Все билеты можно приобрести в специальных машинах на станциях метро и пригородных поездов. Билеты надо компостировать в красных машинах, находящихся на платформах. Штраф за безбилетный проезд весьма высок.

   Travel.ru отмечает, что 1 апреля 2007 года произошло повышение тарифов в берлинском городском транспорте. Цены были увеличены незначительно и не на все виды билетов. Неизменной осталась стоимость разового билета в основной части города - 2,1 евро. Билет с выездом в пригород (например, в Потсдам или в аэропорт Schonefeld) подорожал на 10 центов - до 2,7 евро. На 30 евроцентов увеличилась цена дневного проезд¬ного - он обойдется от 6 до 6,3 евро в зависимости от используемых зон.

   Билет для мини-группы подорожал на 60 евроцентов - цена недельных и годовых билетов не изменилась. Месячные билеты прибавились в цене 3 евро, но их версия для использования после 10 утра не подорожала.

   Метро («U-bahn») начинает работать с 4.00 утра и заканчивает в 00.00-01.00, интервал движения поездов примерно 5 - 8 минут. Стоимость проезда на метро в разных городах может различаться, но везде существует эффективная система скидок.

   В больших городах билет дает право в течение двух часов с момента начала первой поездки ездить во всех направлениях с неограниченным количеством пересадок на метро, автобусе и в пределах специальной зоны на городской электричке (S-Bahn).

   Время начала поездки отмечается компостером на билете. На станциях метро компостеры установлены у входа на платформу, в вагоне прокомпостировать билет уже нельзя.

   С одной и той же станции поезда могут идти в разные пункты назначения. Поэтому нужно внимательно следить за надписями на информационных табло и кабине машиниста, где указываются конечные станции. Очень удобно, что узловые станции метро совмещены на разных уровнях со станциями электрички. Билет на метро действителен и на электричку.

   С 28 мая 2006 года берлинское метро перешло на круглосуточный режим работы по выходным. В ночи с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье все линии, за исключением линии 4, работают с 15-минутным интервалом. В случае, если какая-то линия не сможет работать ночью из-за ремонтных работ, по ее маршруту запускаются автобусы. Кроме того, постоянно ночью работают 17 автобусных и 9 трамвайных маршрутов Их интервалы составляют, как правило, 30 минут Ночной режим работы транспорта действует до 7 утра субботы или воскресенья.

   По неофициальной информации, даже безбилетный проезд может стать основанием для внесения в черный список иностранцев, нежелательных для въезда в Германию. Поэтому лучше купить билет, либо извиниться и заплатить штраф.

   Автобусы ходят строго по расписанию. Через переднюю дверь разрешен только вход. Оплата проезда - у водителя. У него можно купить билет лишь на одну поездку. Если билет уже приобретен, например в метро, его нужно показать водителю.

   Междугородные автобусы в Германии являются вспомогательным транспортом, поскольку сильно проигрывают поездам по скорости, комфорту и частоте движения. Обычно между парой городов есть всего 1-2 автобусных рейса в день, а часто таких рейсов может и не быть вовсе. Вместе с тем для разовых поездок они заметно дешевле поездов. К примеру, автобус от Берлина до Мюнхена едет 7-8 часов за 43 евро.

   Такси широко распространено, цены варьируются в соответствии со сложной системой расчета. В среднем поездка стоит от 7 евро. Для поездок менее 2 км. или короче 5 мин. существует специальный тариф. Один километр стоит в среднем 1 евро, плюс 1,5 евро за включение счетчика. В некоторых городах существуют льготные расценки в темное время суток для женщин. Нанять такси можно на улице или стоянке, а также вызвать по телефону. Служащие метро также вызывают такси для пассажиров после 20.00.

   Аренда автомобилей возможна в большинстве городов страны. Некоторые фирмы предлагают понедельную оплату и не учитывают пробег. Лучше всего произвести оплату по кредитной карточке. Обязательно иметь водительское удостоверение международного образца. Стоимость аренды от 25 евро в день и выше в зависимости от модели машины. Ограничения скорости в городах 50 км/ч, за городом - 100 км/ч, на скоростных магистра¬лях (автобанах) ограничений нет (это единственная страна Европы, где таких ограничений не существует). Водитель и пассажиры на передних и задних сидениях обязательно должны быть пристегнуты ремнями безопасности.

   В Германии, как и в России, существует проблема с парковкой. Кроме водителей-инвалидов, в Германии выделены специальные места для парковки водителей-женщин.

   Допустимая норма алкоголя для водителей соответствует двум маленьким порциям пива или четверти литра вина.

   В рамках экологической программы большинство немецких машин используют горючее, не содержащее свинец. Арендуя автомобиль, следует выяснить, какой нужен вид бензина. Немецкие заправочные станции отличаются высоким качеством. Станции самообслуживания (SB-Tanken) обычно предлагают самые низкие цены. Знак "Bleifrei" обозначает бензин, не содержащий свинец.

   В случае аварии следует обращаться в немецкие организации ADAC и AvD. На скоростных трассах через каждые 3 км стоят их аварийные телефоны.

   Поездки на велосипеде очень популярны среди жителей Берлина и туристов. Не рекомендуется ездить на велосипеде в центре города, но это идеальный способ передвижения за пределами деловой части Берлина. Велосипедные дорожки обычно обозначены красными кирпичами. Можно взять велосипед в аренду, примерная цена - 30 марок в день. Обычно бесплатно предоставляется карта велосипедных дорожек.

   Например, Мюнхен можно осмотреть, гуляя пешком или на велосипеде. Сеть специальных велосипедных дорожек поможет сделать путешествие приятным и безопасным. В туристических офисах города предлагают бесплатную карту велосипедных дорожек. Множество фирм сдают велосипеды в аренду, например, Aktiv-Rad. Эту услугу предоставляют на некоторых станциях метро и пригородных поездов.


2.2 Особенности метрополитена Нюрнберга и железнодорожного транспорта Германии

   Завершением 7 лет исследовательских и проектных разработок стало в 2006 г. ввод в эксплуатацию первой полностью автоматизированной линии метрополитена Нюрнберга. Опытные пробеги первых двух поездов DT3 стали важным этапом реализации программы Rubin, предусматривающей создание первой в Германии линии автоматизированного метрополитена. Проект был начат в октябре 2001 г. компаниями VAG и Siemens, ему предшествовал этап технико-экономических изысканий. Siemens является основным исполнителем в части поставок новых поездов и средств автоматизации.

   Первый электропоезд из двух вагонов 701 и 702 проходит испытания с января 2005 г. на опытном участке длиной 800 м вблизи депо Лангвассер, принадлежащего VAG. Участок оборудован для движения в автоматическом режиме, в том числе с остановками на четырех виртуальных станциях. Первый поезд прибыл в Нюрнберг в апреле 2005 г. и после комиссионных и ходовых испытаний получил в конце октября допуск к эксплуатации, выданный региональной администрацией по вопросам безопасности. Второй поезд поступил в начале ноября и был готов к выходу на магистральную линию в январе 2006 г.

   Испытания проходили первоначально на северном участке длиной 950 м между станцией Максфельд и примыканием на станции Ратенауплац к действующей линии U2 направления север — юг.

   Первая очередь длиной 6,1 км линии U3 проходит между станциями Максфельд и Густав-Адольф-штрассе на юго-западе. На протяжении 3,5 км между станциями Ратенауплац и Ротенбургерштрассе поезда линии U3 следуют по общему с линией U2 участку. На первом этапе поезда U3 обслуживают девять станций, из них шесть на общем участке.

   Согласно Css-rzd.ru, «к 2012 г. планируется увеличить длину линии U3 до полной планируемой (11,6 км) с 16 станциями. Продолжение в северном направлении пройдет от станции Максфельд в Нордвестринг с четырьмя станциями, причем первые две откроются в 2009 году.

   Ввод южного продолжения в Геберсдорф запланирован на 2012 г., хотя VAG и городское правительство пересматривают планы и сроки строительства этого участка. Темпы строительства на юго-западе города отстают от ранее намеченных, что порождает вопросы относительно способности городских властей финансировать эту часть проекта.

   Перспективы строительства следующих продолжений от Гебердорфа в Оберасбах и из Цирндорфа в Фюрт зависят от готовности властей этих городов финансировать проекты. Фюрт занимается продолжением линии U1 в Кизельбюль, первый ее участок длиной 960 м был открыт в декабре 2005 г., ввод следующего длиной 910 м - в 2006 г.

   Роль Нюрнберга как пионера полностью автоматизированных систем рельсового транспорта в Германии предопределена стечением обстоятельств. К моменту принятия решения о строительстве линии U3 было признано, что необходима какая-либо форма автоматизации для согласования достаточно интенсивного движения на общем участке линий U2 и U3, пересекающем центральные районы города. К тому же одновременно с заказом дополнительных вагонов для линии U3 и продолжения в Фюрт требовалась замена старейших поездов, эксплуатируемых с 1972 г.

   Эксплуатация в автоматическом режиме первоначально была начата на линии U3 с использованием 16 поездов DT3, построенных в Вене, и в 2007 г. распространится на линию U2 по мере замены поездов новыми. Автоматизация движения на обеих линиях позволит компании VAG максимально эффективно обслуживать центр города.

   Однако временные рамки переоборудования линии 2 означали, что новое оборудование должно было работать в смешанном режиме в течение 18 месяцев: в автоматическом на линии U3 и ручном на линии U2. Таким образом, проект Rubin стал образцом процесса пошаговой конверсии и может представлять интерес для других компаний - операторов метрополитенов, планирующих автоматизацию действующих линий.

   В финансировании проекта стоимостью 315 млн. евро принимают участие власти города, федеральное правительство и земля Бавария. Из этой величины 115 млн. евро относятся к строительству двух новых участков линии U3 (доля федерального правительства и земли - 85 %, города - 15 %). Необходимые 30 поездов DT3 стоят 110 млн. евро, из них половину предоставят власти земли, половину компания VAG. Расходы на системы автоматизации для двух линий (90 млн. евро) возместят правительство и земля (87,5 %) и городские власти (12,5 %).

   Строительство продолжения линии U3 в Нордвестринг и Геберсдорф увеличит инжиниринговую составляющую затрат на 235 млн. евро, расходы на средства автоматизации на 20 млн., на приобретение семи дополнительных поездов необходимо еще 30 млн [7]. Контракт с Siemens предусматривает варианты заказа дополнительных поездов по мере строительства новых продолжений.

   При том, что автоматизация сопряжена с крупными инвестициями, VAG рассчитывает на значительную экономию эксплуатационных расходов. Оптимальный выбор режимов ведения поезда обеспечит экономию потребления энергии, сокращение оборота. Кроме того, для эксплуатации новой линии не потребуется дополнительный персонал. В результате, по расчетам компании, вложения в автоматизацию оправдаются за счет экономии расходов через 10 лет.

   Полная автоматизация линий U2 и U3 не исключает присутствия персонала на сети. VAG достигла согласия с профсоюзами, что не менее трети машинистов, теряющих работу после реконструкции линии U2, должны переквалифицироваться в мобильный персонал с функциями содействия пассажирам. Предусматривается присутствие хотя бы одного такого специалиста на одной из трех станций.

   В функции мобильного персонала будет входить предоставление пассажирам информации по маршрутам, расписанию движения поездов и тарифам, поддержание чувства безопасности у пассажиров и помощь полиции по предотвращению вандализма и преступлений в поездах и на станциях. В отличие от машинистов, которые обязаны оставаться в кабине управления и потому не могут пресекать противоправные действия, не остановив поезд, мобильный персонал имеет право в случае необходимости покинуть сооружения метрополитена.

   Мобильный персонал должен быстро реагировать на некрупные отказы станционного оборудования, например билетопечатающих машин или систем информирования пассажиров, и способствовать эффективному функ¬ционированию метрополитена. Они могут оказать эффективную поддержку и в случае более серьезных отказов.

   В 2005 г. в VAG работало 148 машинистов на линиях U1 и U2, а также 44 специалиста в главной диспетчерской. Если линию U3 оборудовать для эксплуатации по традиционной системе, число машинистов увеличится до 218 чел., диспетчерский штат до 56 ед. Благодаря реализации проекта Rubin для обслуживания сети потребуется 94 машиниста для линии U1, 38 чел. мобильного персонала для линий U2 и U3 и 47 диспетчеров.

   Фактически проект Rubin позволяет компании эксплуатировать третью линию без привлечения дополнительного штата. Однако на практике все не так просто, поскольку необходим период смешанной эксплуатации с увеличением численности работающих на время переходного периода. В соответствии с законами, действующими в Германии, сокращение штата должно происходить за счет естественных причин (выхода на пенсию, например), но не сокращения.

   Переходя к рассмотрению ж/д транспорта, необходимо отметить, что в 1990 г., перед объединением, железнодорожная сеть ФРГ составляла 30 тыс. км рельсовых путей, из которых 12 тыс. км были электрифицированы; на остальных дорогах использовались тепловозы. В ГДР протяженность железных дорог составляла около 14,5 тыс. км (электрофицированных – 4 тыс. км). В объединенной Германии общая длина железнодорожных путей достигла в 1996 году 42 тыс. км.

   Важным нововведением для железнодорожного транспорта ФРГ стало широкое использование скоростных пассажирских поездов типа «Интер-Сити-Экспресс», на многих направлениях отходящие в часы «пиковых» нагрузок в среднем с часовым интервалом. Благодаря комфортабельности и прекрасным техническим характеристикам такие экспрессы, без остановок курсирующие между центрами крупных городов, составляют серьезную конкуренцию авиационному транспорту на расстояниях до 800 км. Учитывая перегруженность Рейнской долины транспортной инфраструктурой и неадекватность сети железных дорог меридионального направления в Гессене растущим потребностям транспортных перевозок, в 1980-е годы эта сеть была расширена за счет первоклассной и чрезвычайно дорогой высокоскоростной магистрали Ганновер – Вюрцбург. Она проложена над встречающимися речными долинами и через туннели прорезает холмы и низковысотные горы, рассчитана на скорость поездов свыше 257 км/ч. Аналогичная магистраль соединила также Мангейм и Штутгарт. Предполагалось, что эти высокоскоростные линии могут быть соединены с французскими высокоскоростными железными дорогами.

   Реконструкция сети железных дорог Восточной Германии шла медленно и проводилась преимущественно на ключевых магистралях, связывавших индустриальный юг страны через Берлин с новым балтийским портом Росток, и на железных дорогах, соединявших ГДР с соседними странами Советского блока. Вскоре в Восточной Германии началась реконструкция высокоскоростной магистрали Ганновер – Стендаль – Берлин. После объединения по главным железным дорогам Восточной Германии пошли экспрессы «Интерсити».

   10 декабря 2006 года немецкие железные дороги ввели новое расписание на линии Мюнхен – Нюрнберг. Скорость на ряде участков была доведена до 300 км/ч, а время в пути сократилось. Вместо 1 часа 20 минут поезда идут в пути 1 час 2 минуты. Увеличилась и частота рейсов - поезда ICE ходят каждые полчаса.

   По случаю ускорения движения, с 10 по 17 декабря 2006 г. в поездах ICE можно было проехать по специальным тарифам. Билет Мюнхен- Нюрнберг стоил 19 евро, а билет Мюнхен-Франкфурт - 39 евро. Постоянные тарифы этих линий не изменились - обычный билет ICE из Мюнхена в Нюрнберг сейчас обходится в 41 евро, во Франкфурт в 75 евро.

   В мае 2006 года в Берлине был открыт новый главный вокзал. Он расположен посередине между двумя бывшими основными станциями Berlin Zoo и Berlin Ostbahnhof, на месте, где проходила граница между Западным и Восточным Берлином. Главный вокзал стал новой достопримечательностью города. Он имеет очень редко встречающуюся структуру – крестообразную. На нем пересекаются маршруты двух направлений - с востока на запад и с севера на юг. Для создания последнего маршрута железнодорожникам пришлось прорыть длинный тоннель под центром города, сообщает Travel ru.

   Создание нового главного вокзала позволило увеличить число поездов и сократить время в пути между Берлином и некоторыми городами. Помимо него, поезда для удобства пассажиров останавливаются в черте Берлина еще на 1-2 вокзалах. На поездах в Россию и СНГ появление нового вокзала не отразилось - их путь по-прежнему начинается и завершается на вокзале Lichtenberg на восточной окраине города.

   Сегодня Германия располагает, пожалуй, самой мощной и эффективной железнодорожной системой мира. На железную дорогу приходится подавляющее большинство междугородных и пригородных поездок общественным транспортом. Поезда ходят во всех направлениях ежечасно, а на многих линиях – несколько раз в час.

   Согласно Realtravel.ru, существуют следующие типы немецких поездов: ICE – дневной высокоскоростной экспресс (останавливается в крупных городах). Доплата приблизительно от 5 до 20 евро к обычному тарифу; IC и ЕС – дневные экспрессы (останавливаются в крупных и средних городах); NZ - ночной спальный поезд; D и IR – скорые поезда (обычно за границу); IRE и RE – региональные экспрессы (останавливаются в региональ¬ных центрах и небольших городах); RB – региональный поезд (останавливается везде); S-Bahn – пригородный.

   Поездки на поезде в 2007 году были довольно дороги: Берлин-Франкфурт – 77 евро (на ICE - 95 евро). Гамбург-Мюнхен – 94 евро (на ICE – 111 евро). Однако сократить расходы можно с помощью ряда специальных билетов.

   При покупке за 3 дня билета "туда и обратно" можно сэкономить 25% цены, а если поездка обратно будет не раньше ближайшего воскресенья, то все 50%. Но число мест по этим билетам ограничено. Также ограничено количество билетов по спецпредложениям – по 19, 29 и 39 евро.

   Для тех, кого устраивают поездки региональными поездами с пересадками, существует билет Wochenende-Ticket. Он действует в любой выходной день и дает возможность безлимитных поездок целый день по всей Германии за 30 евро сразу для 5 человек, но только в региональных экспрессах, региональных и пригородных поездах. В рабочие дни такие предложения есть только внутри федеральных земель.

   Можно купить проездной. Хорошим вариантом для туристических поездок по Германии является ЕвроДомино Германия. Он стоит 149 евро за три дня безлимитных поездок в течение месяца и по 16 евро за каждый дополнительный день. Максимально можно купить пять дополнительных дней. Для молодежи до 26 лет тариф ниже – 112 евро за 3 дня и 12 евро за каждый дополнительный день. Этот билет нужно купить до приезда в страну.

   Можно также купить билет InterRail - 299 евро за 16 дней безлимитных поездок по Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. Для молодежи цена 210 евро.

   Расписания поездов дальнего («DB») и пригородного следования («S-Bahn») объединены в единую систему, что позволяет легко планировать поездки. Трое и более пассажиров, путешествующих вместе, могут купить билет со скидкой. Если прилететь в Германию, имея билет «туда и обратно», то можно приобрести в аэропорте железнодорожный билет «Rail and Fly», предоставляющий значительные скидки при поездках на немецких железных дорогах. Для туристов действуют скидки на групповые поездки (5 взрослых и 1 ребенок) - первый взрослый платит полную стоимость билета, все прочие - 50%, дети от 4 до 11 лет - 25%. Билет «Добрый вечер» («Guten-Abend-Ticket»), даёт возможность поездок в любых направлениях во всех поездах, кроме ICN в будни с 19.00 до 02.00 и действует по субботам с 14.00 (стоимость колеблется в пределах 35-60 евро). «Билет выходного дня» («Ferien Ticket») действует с 00.00 субботы до 02.00 понедельника только на поездах местного сообщения и стоит 17-20 евро для группы до 5 человек.

   Интересно отметить, что немецкие железные дороги ввели с 1 сентября 2006 года продажу билетов по мобильным телефонам. Пассажир теперь может купить билет с мобильного телефона даже за 10 минут до отправления поезда, зайдя с телефона на сайт mobile.bahn.de и оплатив его кредитной картой. Для туристов сервис работает в случае, если они пользуются местной сим-картой или в роуминге им доступен мобильный Интернет. После ввода данных на телефон приходит сообщение, которое и нужно будет предъявить кондуктору в поезде вместо билета. С помощью нового сервиса можно купить только обычные разовые билеты внутри страны. Скидочные спецпредложения по телефону не доступны. Ранее, в 2004 году, был введен сервис резервирования мест в поезде по телефону.

   Интересно и то, что в Германии сеть старинных путей общей протяженностью в 140 километров не только сохраняется, но и продолжает развиваться: в 2006 году участок федеральной железной дороги был “перешит” на узкую колею 1000 мм, и по нему вместо современных дизелей вновь пошли паровозы.

   Система узкоколейных поездов в горах Гарц (Harzer Schmalspurbahnen, HSB) - поразительный пример процветающей пассажирской сети на паровой тяге в самом центре Европы. Основную массу локомотивов составляют паровозы 1940-50-х годов, но есть и модели начала века, а также старинные дизельные вагоны - автомотрисы. Среди маршрутов - поднимающаяся до высоты 1142 метра линия на знаменитую гору Брокен - место Вальпургиевой ночи. Между прочим, на HSB можно не только прокатиться, но и пройти учебный курс на помощника машиниста. Работать придется по 12 часов в сутки, да еще при перепаде высот и температур. Трехдневный курс стоит 290 евро, 11-дневный - 745-850 евро. (rw.travel.ru)


2.3 Специфика автомобильного, водного и воздушного видов транспорта Германии

   Несмотря на усилия правительства повысить роль железнодорожного транспорта в грузовых перевозках, в ФРГ они осуществляются главным образом по автодорогам (за исключением транспортировки тяжелых грузов). Роль грузового автотранспорта растет и в международных перевозках. Частные поездки граждан также большей частью осуществляются на автомобилях.

   К 1998 г. протяженность общегерманской сети скоростных автодорог (автобанов) составила 11,2 тыс. км. Протяженность других категорий автодорог возросла не столь значительно, но их качество при этом существенно улучшилось. В последние годы автодорожное строительство наталкивается на стойкое сопротивление со стороны экологистов. Но расширение сети автодорог происходило медленнее, чем рост транспортного движения, в связи с чем острой проблемой стали частые заторы на дорогах, особенно в промышленных зонах или же, по воскресным дням, на подходах к альпийским туннелям и перевалам. Западногерманские автобаны напрямую, через государственную границу связаны с аналогичными сетями автострад в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции и Австрии; пограничный контроль на границах между странами ЕС был постепенно ликвидирован.

   Главной водной транспортной артерией Германии является Рейн, отличающийся ровным и спокойным течением. Он судоходен вплоть до Рейнфельдена (чуть выше Базеля). Большие буксиры-толкачи, способные передвигать от четырех до шести барж, уже практически вытеснили стандартные крупнотоннажные (1350 т) самоходные баржи. Мозель судоходен на всем протяжении до Лотарингии (Франция), связывая ее с Саарским индустриальным районом в ФРГ. Неккар судоходен до Штутгарта и чуть выше по течению. Речные бассейны Рейна и Дуная были связаны друг с другом после сооружения канала от Майна. Каналы, проложенные через Рурскую область, соединяют ее с северогерманскими портами Эмден, Бремен и Гамбург. На территории бывшей ГДР интенсивно эксплуатируются каналы вокруг Берлина, однако две главные реки, Эльба и Одер, имеют в летний период очень низкий уровень воды, что затрудняет их использование.

   Западногерманские североморские порты географически расположены не слишком выгодно, поскольку их значительная удаленность от моря и мелководье эстуариев затрудняют доступ морских судов, особенно современных крупнотоннажных, перевозящих навалочные грузы. Кроме того, они находятся далеко от основных промышленных районов страны на Рейне и на юго-западе Германии. Крупнейший морской порт страны Гамбург традиционно специализируется на операциях с навалочными грузами, хотя в последнее время в его обороте растет доля операций с контейнерными грузами и других более современных форм грузовых перевозок.

   Оживленная торговля ведется с портами Северной Европы. Структура грузооборота Бременского порта традиционно более разнообразна. Его быстрое развитие в послевоенный период отчасти объяснялось тем, что он использовался как главная база снабжения вооруженных сил США в Германии. Однако крупнейший Рейнско-Рурский промышленный район более удален от северогерманских портов, чем от Роттердама и других портов в устье Рейна и Мааса, на которые приходится большая доля внешнеторгового оборота ФРГ, чем на все порты Германии вместе взятые. Паромные линии соединяют балтийские порты Путтгарден (под Любеком) и Варнемюнде (Росток) с крупнейшим датским островом Зеландия, а порт Засниц на Рюгене – с южной Швецией.

   Франкфурт-на-Майне - отправной пункт многих водных экскурсий. Возможные варианты - от однодневных круизов по Майну до трехдневных путешествий по Рейну и Мозелю. Линия Кельн-Дюссельдороф с марта по октябрь предлагает множество круизов, пункт отправления которых во Франкфурте - Mamkai am Eisernen Steg. Компания Deutsche Touring предла¬гает водные прогулки с дегустацией вин.

   Рассматривая воздушный транспорт, следует отметить, что главный западногерманский аэропорт, крупнейший во всей континентальной Европе, находится во Франкфурте-на-Майне. Все городские агломерации с населением более 1 млн. человек имеют собственные аэропорты с регулярным авиационным сообщением. Крупнейшими после Франкфуртского являются аэропорты Дюссельдорфа и Мюнхена. Ведущая авиационная компания Германии – «Люфтганза». Помимо воздушных, она осуществляет железнодорожные перевозки между Кёльном, Дюссельдорфом и Франкфуртом; тем самым достигается разгрузка воздушного пространства страны за счет сокращения перелетов на местных линиях.

   Особый характер до объединения Германии имело воздушное сообщение с Берлином. Доступ на изолированный «остров» Западного Берлина допускался только для авиалиний западных союзных держав – Великобритании, Франции и США. Западноберлинский аэропорт располагался в районе Тегель. Для Восточного Берлина был построен собственный аэропорт в Шёнефельде, к югу от города, обслуживавший в основном международные авиаперевозки между странами советского блока. Внутреннее воздушное сообщение в ГДР было прекращено в 1980 году, поскольку правительство страны полагало, что в целях экономии энергии выгоднее перевозить людей к единственному аэропорту Шёнефельде и от него по железной дороге.

   Итак, наиболее насыщенной сетью внутренних маршрутов располагает национальный авиаперевозчик "Lufthansa". У этой авиакомпании можно найти как дорогие, так и скидочные предложения. Альтернативные перевозчики - "Air Berlin", "Germanwings", "Hapag-Lloyd Express", "Germania Express", "Deutsche BA", "Condor" - как правило, дешевле. Есть еще ряд небольших региональных авиакомпаний.

   Большинство международных рейсов прилетают в берлинский аэропорт Тегель. Также используется аэропорт Темпельхоф, бывший военный аэродром. Аэропорт Шенефельд находится в 24 км от Берлина, обычно именно он принимает рейсы из России и Восточной Европы.

   От аэропорта Тегель, который находится в 6 км от центра города, каждые 10 минут ходят автобусы № 109 и Х09. Автобус довозит до Bahnhof Zoologischer Garten, Budapester Strasse. Цена за поездку до города на такси - около 25 марок. Арендовав машину в аэропорту, необходимо следовать по трассе Stadtautobahn, ведущей в Берлин.

   От аэропорт Темпельхоф до центра Берлина быстрее всего доехать на метро (линия U-6).

   От Шенефельда каждые 10-15 минут идет автобус до ближайшей S-bahn станции. Также от аэропорта Шенефельд на автобусе № 171 можно доехать до станции метро Rudow . Поездка на такси займет 40 минут и будет стоить около 55 марок. Если ехать на машине, необходимо следовать знакам, указывающим на "Stadtzentrum".

   Франкфуртский аэропорт Flughafen Frankfurt Nam - второй крупнейший аэропорт в Европе после лондонского Хитроу. Он находится в 10 км к юго-западу от центра города.

   До города можно добраться на пригородном поезде (S-bahn) линии S-8. Поезда ходят каждые 15 минут и сама поездка занимает не больше четверти часа. Билет стоит 5,80 марок.

   Поездка на такси из аэропорта до города занимает около 20 минут.

   Как сообщает Travel.ru, аэропорт Франкфурта, один из крупнейших в мире по пассажиропотоку, будет расширен за счет пристройки нового пирса к терминалу 1 (фото терминала 1 в приложении 4). Пирс длиной в 790 метров будет построен с западной стороны терминала и сможет принимать 11 узкофюзеляжных или 7 широкофюзеляжных самолетов, в том числе четыре двухпалубных А380. В новом крыле будет четыре этажа, а его пропускная способность составит 6 миллионов пассажиров в год. Проект поможет сократить время пересадок в аэропорту и уменьшит путь, который пассажир вынужден проходить до выхода на посадку.

   Пирс, который будет использоваться преимущественно авиакомпанией Lufthansa и ее партнерами по Star Alliance, будет построен к 2011 году.

   Международный аэропорт Мюнхена (FJS) находится в 28 км к северо-востоку от города. Открытый в 1992 году, он способен принимать до 14 миллионов пассажиров в год.

   От аэропорта до Мюнхена пригородные поезда отправляются каждые 20 минут и идут до Центрального вокзала города. Поездка занимает 38 минут. Поездка на автобусе от аэропорта займет больше времени. Поездка на такси из аэропорта занимает в часы пик до 60 минут.

   Интересно отметить, что немецкий суд принял решение о закрытии берлинского аэропорта Tempelhof 31 октября 2008 года. Суд отклонил иск авиакомпаний, стремившихся продлить существование удобного аэропорта посреди города еще на три года. Аэропорт Tempelhof, построенный в 30-х годах прошлого века, расположен несколько южнее центра Берлина. К нему подходит линия метро.

   Сейчас некогда главный аэропорт безнадежно убыточен и обслуживает лишь несколько десятков внутренних и европейских рейсов в день, а также частные самолеты.

   Авиакомпаниям предложено перевести свои рейсы на выбор - в аэропорты Tegel или Schonefeld. Бизнес-авиация останется в Tempelhof и после 2008 года.

   А в Берлине с середины 2006 года началось строительство нового главного аэропорта Berlin Brandenburg International. Он расположится рядом с ныне действующим аэропортом Schonefeld. По окончании первого этапа строительства, запланированного на 2011 год, пропускная способность аэропорта будет составлять 22-25 миллионов пассажиров в год. В последствии возможно строительство еще одного терминала, после чего аэропорт сможет принимать до 40 миллионов пассажиров. В новом аэропорту будет предусмотрен и терминал бюджетных авиалиний. Под основным терминалом будет находиться станция дальних поездов и электричек-шаттлов до центра Берлина. После открытия Berlin Brandenburg International все три ныне действующих аэропорта Schonefeld, Tegel и Tempelhof - будут закрыты.


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

   Система общественного транспорта в Берлине одна из самых эффективных в Европе. Метро (U-bahn), пригородные поезда (S-bahn), автобусы, трамваи (только в восточной части города) и паромы через озеро Ванзее делают любую часть города легко достижимой. Существуют ночные автобусы и трамваи (обозначенные буквой N). Линии метро U-9 и U-12 по выходным также работают ночью. Летом специальные экскурсионные автобусы связывают центр города с популярными зонами отдыха.

   Тарифы едины для всех видов транспорта, билет действует с пересадками. Существует масса проездных и туристических билетов, позволяющих сэкономить.

   Сеть автобусных маршрутов обширна, однако автобусы популярны главным образом там, где железнодорожное сообщение затруднено из-за сложного рельефа. Пользоваться автобусами для дальних поездок неэффективно, так как поездом можно доехать быстрее, и, как правило, не намного дороже.

   Такси широко распространено, цены варьируются в соответствии со сложной системой расчета.

   Аренда автомобилей возможна в большинстве городов страны.

   Аренда велосипедов возможна в любом городе страны. Большинство немецких автодорог оборудовано велосипедными дорожками. Поэтому передвигаться на велосипеде в Германии вполне безопасно. Особенно удобен велосипед в небольших городах и курортных центрах.

   Германия располагает, пожалуй, самой мощной и эффективной железнодорожной системой мира. На железную дорогу приходится подавляющее большинство междугородных и пригородных поездок общественным транспортом. Поезда ходят во всех направлениях ежечасно, а на многих линиях – несколько раз в час.

   Наиболее насыщенной сетью внутренних маршрутов располагает национальный авиаперевозчик "Lufthansa".

   В качестве нового маршрута можно предложить совершить один из самых красивых автобусных туров по Европе «Автобусом на европейские карнавалы». За одну поездку туристы смогут побывать сразу на трех карнавалах, принять участие в торжественных шествиях и вместе со всеми отметить праздник прихода весны.

   Экскурсия может начаться в Кельне на Рейнландском карнавале, самом веселом и шумном празднике в Германии. Все жители наряжаются в яркие костюмы, на улице играют оркестры, разыгрываются спектакли, проходят торжественные конные и пешие шествия. А следующий карнавал будет ждать туристов уже в Бельгии, городе Бинше, где уже 600 лет устраивают праздник, посвященный проводам зимы, который сопровождается костюми¬рованным шествием невероятной красоты. Туристы станут участниками этого грандиозного празднества и торжественных мероприятий. И завершит карнавальное турне Венеция с ее знаменитым праздником. В дни карнавала здесь грациозно гуляют пары в пышных нарядах средневековья, их лица украшены красивыми венецианскими масками. В последний день проходит конкурс на лучший костюм, после чего все участники выстраиваются в длинную цепочку и шествуют по площади, предоставляя окружающим возможность сфотографироваться и поближе разглядеть искусные наряды. Венецианский карнавал уже давно признан самым красивым торжеством в Европе.

   Кроме участия в карнавалах, маршрут может включать в себя посещение Берлина, Мюнхена и Нюрнберга. Продолжительность тура - 13 дней. Его особенность - большое количество свободного времени, которое каждый может использовать по собственному желанию.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Учебно-методическая литература

   1. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. – М.: МП «Сувенер», 1993.

   2. Железнодорожный транспорт // Общетранспортные вопросы и экономика. – 2001. – Вып. 1-5.

   3. Менеджмент на транспорте: Учеб. пособие / Н.Н. Громов, В.А. Персианов, Н.С. Усков и др.; Под общ. ред. Н.Н. Громова, В.А. Персианова. – М.: Академия, 2003.

   4. Плужников К.И. Международный транспортный рынок // Бюллетень транспортной информации. – 1998. - № 2.

   5. Фёдоров Л.С., Федина Т.В. Управление и регулирование на транспорте. – М.: ГУУ, 2001.


Материалы Интернет-ресурсов

   6. Автоматизированные системы рельсового транспорта: проект Rubin // «Железные дороги мира». № 07. 2005. - http://www.css-rzd.ru/

   7. В Берлине начали строить новый аэропорт. От 16.09.2006. - http://www.travel.ru/

   8. Внутренний транспорт в Германии. - http://www.skiing.ru/

   9. Плохитниченко Ю. Машина времени. От 17.11.2006. - http://rw.travel.ru/

   10. Транспорт в Германии. - http://www.a1-travel.ru/

   11. Транспорт Германии. - http://www.realtravel.ru/


Нравится



 


   НИКАКАЯ ЧАСТЬ ДАННОЙ СТАТЬИ, ФОТО И СХЕМ НЕ МОГУТ БЫТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (НА ДРУГИХ САЙТАХ), НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ, В ПЕЧАТНЫХ И ДРУГИХ ИЗДАНИЯХ БЕЗ ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ ВЛАДЕЛЬЦА АВТОРСКИХ ПРАВ (т.е. без разрешения Карпова С.О.).

   При использовании данной информации в целях написания докладов, рефератов, курсовых и других работ, ссылка на Полевской ТурПортал ОБЯЗАТЕЛЬНА и должна выглядеть так:
   Характеристика транспортной сети Германии. - Полевской: Полевской информационно-туристический портал, 05.2007 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.polevskoy-turcentr.ru/studentam/5/chitaem.html



Rambler's Top100